(Пашин Иван Дмитриевич; 8.05.1881, мест. Петриков Мозырского у. Минской губ., ныне город в Гомельской обл., Белоруссия - 11.03. 1938, Ухтинско-Печорский ИТЛ), сщмч. (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Курских святых), еп. Рыльский. Из семьи священника. В 1884 г. лишился отца, его мать переехала вместе с сыном к своим родителям в с. Скрыгалово Мозырского у. Минской губ. Мать происходила из потомственного священнического рода Завитневичей, к к-рому принадлежал и проф. В. З. Завитневич. В 1890-1895 гг. учился на казенный счет в Слуцком ДУ, затем был принят в Минскую ДС. Был сокурсником сщмч. Александра Шалая. По окончании ДС 21 окт. 1901 г. был рукоположен во диакона, 22 окт.- во иерея. Служил 2-м священником в Покровской ц. с. Князь-Озеро того же уезда и губернии (ныне дер. Красное Озеро Солигорского р-на Минской обл.).
15 февр. 1903 г. назначен настоятелем Никольской ц. с. Скрыгалова на место вышедшего за штат деда прот. Василия Завитневича. Он продолжил сбор средств на построение памятника-часовни во имя Киевского митр. сщмч. Макария I, принявшего мученическую кончину в окрестностях Скрыгалова в 1497 г. В 1905 г. каменная часовня близ Никольской ц. с. Скрыгалова была построена и 1 мая того же года, в день памяти святителя, освящена. В часовне хранились привезенные И. Пашиным из Киева древняя икона и частица мощей сщмч. Макария (с 4 нояб. 1907). На месте убиения священномученика был установлен каменный столб с нишей, в к-рой находилась икона. Свящ. Иоанн Пашин основал Свято-Макариевское братство и открыл в селе жен. церковноприходскую школу.
Летом 1909 г. он был назначен настоятелем ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в с. Прилепы Минского у. С 1909 по 1922 г. вел летопись Георгиевского прихода, из которой известны подробности его пастырского служения (хранится в личном архиве свящ. Феодора Кривоноса). 24-25 сент. 1910 г. вместе с прихожанами встретил Иверскую икону Божией Матери, привезенную из Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне; икона была освящена «суточным стоянием на Животворящем Гробе Господнем во Иерусалиме». Организовал продажу икон, молитвословов, крестиков и книг духовного содержания. В том же году открыл одноклассную церковноприходскую школу в дер. Избицк, относящуюся к Георгиевскому приходу. В нояб. того же года при храме создал приходское Об-во трезвости во имя Иверской иконы Божией Матери, впосл. существовало под названием «Братство трезвости» (единственное на тот момент в Минской епархии). Был участником Всероссийского противоалкогольного съезда в Москве. Боролся с почитанием в приходе статуи католич. монаха, находившейся в Прилепах со времени унии и почитавшейся жителями как изображение Иоанна Крестителя (Щеглов. 2008. С. 21-24). В 1912 г. Святейшим Синодом награжден Библией. В том же году организовал комитет по постройке нового, каменного храма, поскольку прежний не вмещал всех молящихся. В 1913 г. им было учреждено кредитное товарищество, которое с началом первой мировой войны оказывало помощь местному населению. На средства товарищества в Прилепах был установлен ящик почтового отд-ния. В 1915 г. овдовел. В сент. 1915 г. в связи с наступлением нем. войск отправил отдельным вагоном церковную утварь и колокола на хранение в г. Михайлов Рязанской губ. (имущество частично возвращено в июле того же года). 21 авг. 1916 г. Слуцким еп. Феофилактом (Клементьевым) была освящена новая, каменная Георгиевская ц. При церкви был устроен цементный резервуар для освящения воды, установлены крест и икона св. Иоанна Крестителя. В том же году при приходе были открыты церковноприходские школы в деревнях Багута и Усяжа.
В 1916 г. свящ. Иоанн Пашин поступил в Петроградскую ДА, оставаясь настоятелем церкви в Прилепах. В связи с революционным положением в Петрограде и угрозой закрытия академии он в том же году подал прошение о переводе его в МДА, но учебу не продолжил. В 1917 г. вернулся в Прилепы, оказывал поддержку жителям, страдавшим от мародерства и эпидемий во время военных действий. В 1919 г. в приход была возвращена оставшаяся часть церковной утвари и колокола из Рязанской губ. В июле 1919 г. он вызывался повесткой в волостной исполком для регистрации «по призыву духовенства в ополчение для тыловых работ», но вскоре дело о призыве закрыли. В 1921 г. в новую церковь были перевезены иконостас, 5 киотов и 7 икон из закрытого в 1918 г. Свято-Духова собора минского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря.
23 июня 1922 г. был участником съезда духовенства и мирян Минской епархии, к-рый в связи с арестом Патриарха Московского св. Тихона и созданием обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) провозгласил независимую «Белорусскую митрополию (митрополичий округ)». Весной 1923 г. глава Белорусской митрополии Минский архиеп. Мелхиседек (Паевский; впосл. архиепископ Енисейский и Красноярский), неканонично провозглашенный «митрополитом», предложил свящ. Иоанну Пашину формально войти в обновленческое движение и стать епископом. Вероятно, тогда он принял монашество с именем Иоанн. Одним из решений съезда было восстановление Мозырско-Туровской кафедры. 13 марта (по др. данным, 7 апр.) 1923 г. И. был хиротонисан во епископа Мозырско-Туровского. Хиротонию в минском кафедральном Петропавловском соборе возглавил митр. Мелхиседек, который назначил И. своим викарием. Митр. Мелхиседек ставил целью новыми архиерейскими хиротониями укрепить позиции Православия в Белоруссии. Несмотря на самочинное провозглашение церковной независимости митр. Мелхиседек был признан св. Патриархом Тихоном «находящимся в каноническом общении с Нами» как правосл. архиерей (Акты свт. Тихона. С. 295).
И. выбрал местом пребывания Петриков. Часто посещал приходы Мозырско-Туровского вик-ства, что вызывало негативную реакцию властей. Приходивших к нему детей из окрестных деревень обучал на дому Закону Божию и церковному пению. По воспоминаниям А. М. Андрюк, И. во время богослужения любил петь на клиросе. В один из таких дней местный житель попытался убить И. Певчая, закрывшая его собой, получила пулевое ранение. В 1926 г. привлекался к следствию по обвинению в «агитации к подрыву советской власти и против советской школы», в постройке Прилепской ц. Следствие было прекращено за отсутствием доказательств преступления, однако пребывание И. в БССР было признано «социально опасным». 26 марта 1926 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ И. был выслан из Петрикова и лишен на 3 года права проживания в крупных городах страны. И. жил в пос. Лоев (ныне Гомельской обл.), откуда управлял епархией. 18 сент. 1926 г. И. по обвинению в «нелегальном управлении епархией и распространении контрреволюционных слухов» был приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. В авг. 1929 г. был переведен на «вольное поселение». Избрал по распоряжению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский) для проживания г. Рыльск. Назначен епископом Рыльским, викарием правящего Курского архиеп. сщмч. Дамиана (Воскресенского).
28 сент. 1932 г. И. был арестован, заключен в тюрьму ОГПУ в Курске. Вместе с архиеп. сщмч. Дамианом (Воскресенским) и Орловским еп. исп. Николаем (Могилёвским; впосл. митрополит Алма-Атинский), а также с большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу «контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви» как глава «Рыльского объединения организации». На допросах никого не оговорил и виновным себя не признал. 7 дек. 1932 г. особым совещанием при ОГПУ приговорен к 10 годам ИТЛ. В лагерях И. познакомился с еп. исп. Николаем (Могилёвским), вступил в переписку с мц. Татианой Гримблит. Отбывал заключение в Саровском, затем в Темниковском, Ветлужском, с апр. 1933 г.- в Ухтинско-Печорском ИТЛ. С сент. 1934 по апр. 1935 г. был заключен в штрафной изолятор за «плохой труд». Позднее работал сторожем «парка культуры и отдыха» в лагерном пос. Чибью (ныне г. Ухта). В окт. 1937 г., накануне 20-летия Октябрьской революции, в парке были прибиты деревянные кресты к трибуне и к деревьям. Хотя с сент. И. не находился в Чибью, 2 дек. он был задержан по обвинению в «контрреволюционной пропаганде». Виновным себя не признал. Согласно обвинительному заключению, «устраивал сборища духовных и других неизвестных лиц, проводились моления и песнопения в рабочее время. В религиозные праздники не работал и призывал к этому других». 5 янв. 1938 г. Особой тройкой при УНКВД по Архангельской обл. приговорен к расстрелу. 11 марта того же года казнен. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.