Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН
23, С. 288-290 опубликовано: 27 февраля 2012г.


ИОАНН

(Пашин Иван Дмитриевич; 8.05.1881, мест. Петриков Мозырского у. Минской губ., ныне город в Гомельской обл., Белоруссия - 11.03. 1938, Ухтинско-Печорский ИТЛ), сщмч. (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Курских святых), еп. Рыльский. Из семьи священника. В 1884 г. лишился отца, его мать переехала вместе с сыном к своим родителям в с. Скрыгалово Мозырского у. Минской губ. Мать происходила из потомственного священнического рода Завитневичей, к к-рому принадлежал и проф. В. З. Завитневич. В 1890-1895 гг. учился на казенный счет в Слуцком ДУ, затем был принят в Минскую ДС. Был сокурсником сщмч. Александра Шалая. По окончании ДС 21 окт. 1901 г. был рукоположен во диакона, 22 окт.- во иерея. Служил 2-м священником в Покровской ц. с. Князь-Озеро того же уезда и губернии (ныне дер. Красное Озеро Солигорского р-на Минской обл.).

Сщмч. Иоанн (Пашин), еп. Рыльский. Икона. Нач. XXI в.
Сщмч. Иоанн (Пашин), еп. Рыльский. Икона. Нач. XXI в.

Сщмч. Иоанн (Пашин), еп. Рыльский. Икона. Нач. XXI в.

15 февр. 1903 г. назначен настоятелем Никольской ц. с. Скрыгалова на место вышедшего за штат деда прот. Василия Завитневича. Он продолжил сбор средств на построение памятника-часовни во имя Киевского митр. сщмч. Макария I, принявшего мученическую кончину в окрестностях Скрыгалова в 1497 г. В 1905 г. каменная часовня близ Никольской ц. с. Скрыгалова была построена и 1 мая того же года, в день памяти святителя, освящена. В часовне хранились привезенные И. Пашиным из Киева древняя икона и частица мощей сщмч. Макария (с 4 нояб. 1907). На месте убиения священномученика был установлен каменный столб с нишей, в к-рой находилась икона. Свящ. Иоанн Пашин основал Свято-Макариевское братство и открыл в селе жен. церковноприходскую школу.

Летом 1909 г. он был назначен настоятелем ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в с. Прилепы Минского у. С 1909 по 1922 г. вел летопись Георгиевского прихода, из которой известны подробности его пастырского служения (хранится в личном архиве свящ. Феодора Кривоноса). 24-25 сент. 1910 г. вместе с прихожанами встретил Иверскую икону Божией Матери, привезенную из Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне; икона была освящена «суточным стоянием на Животворящем Гробе Господнем во Иерусалиме». Организовал продажу икон, молитвословов, крестиков и книг духовного содержания. В том же году открыл одноклассную церковноприходскую школу в дер. Избицк, относящуюся к Георгиевскому приходу. В нояб. того же года при храме создал приходское Об-во трезвости во имя Иверской иконы Божией Матери, впосл. существовало под названием «Братство трезвости» (единственное на тот момент в Минской епархии). Был участником Всероссийского противоалкогольного съезда в Москве. Боролся с почитанием в приходе статуи католич. монаха, находившейся в Прилепах со времени унии и почитавшейся жителями как изображение Иоанна Крестителя (Щеглов. 2008. С. 21-24). В 1912 г. Святейшим Синодом награжден Библией. В том же году организовал комитет по постройке нового, каменного храма, поскольку прежний не вмещал всех молящихся. В 1913 г. им было учреждено кредитное товарищество, которое с началом первой мировой войны оказывало помощь местному населению. На средства товарищества в Прилепах был установлен ящик почтового отд-ния. В 1915 г. овдовел. В сент. 1915 г. в связи с наступлением нем. войск отправил отдельным вагоном церковную утварь и колокола на хранение в г. Михайлов Рязанской губ. (имущество частично возвращено в июле того же года). 21 авг. 1916 г. Слуцким еп. Феофилактом (Клементьевым) была освящена новая, каменная Георгиевская ц. При церкви был устроен цементный резервуар для освящения воды, установлены крест и икона св. Иоанна Крестителя. В том же году при приходе были открыты церковноприходские школы в деревнях Багута и Усяжа.

В 1916 г. свящ. Иоанн Пашин поступил в Петроградскую ДА, оставаясь настоятелем церкви в Прилепах. В связи с революционным положением в Петрограде и угрозой закрытия академии он в том же году подал прошение о переводе его в МДА, но учебу не продолжил. В 1917 г. вернулся в Прилепы, оказывал поддержку жителям, страдавшим от мародерства и эпидемий во время военных действий. В 1919 г. в приход была возвращена оставшаяся часть церковной утвари и колокола из Рязанской губ. В июле 1919 г. он вызывался повесткой в волостной исполком для регистрации «по призыву духовенства в ополчение для тыловых работ», но вскоре дело о призыве закрыли. В 1921 г. в новую церковь были перевезены иконостас, 5 киотов и 7 икон из закрытого в 1918 г. Свято-Духова собора минского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря.

23 июня 1922 г. был участником съезда духовенства и мирян Минской епархии, к-рый в связи с арестом Патриарха Московского св. Тихона и созданием обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) провозгласил независимую «Белорусскую митрополию (митрополичий округ)». Весной 1923 г. глава Белорусской митрополии Минский архиеп. Мелхиседек (Паевский; впосл. архиепископ Енисейский и Красноярский), неканонично провозглашенный «митрополитом», предложил свящ. Иоанну Пашину формально войти в обновленческое движение и стать епископом. Вероятно, тогда он принял монашество с именем Иоанн. Одним из решений съезда было восстановление Мозырско-Туровской кафедры. 13 марта (по др. данным, 7 апр.) 1923 г. И. был хиротонисан во епископа Мозырско-Туровского. Хиротонию в минском кафедральном Петропавловском соборе возглавил митр. Мелхиседек, который назначил И. своим викарием. Митр. Мелхиседек ставил целью новыми архиерейскими хиротониями укрепить позиции Православия в Белоруссии. Несмотря на самочинное провозглашение церковной независимости митр. Мелхиседек был признан св. Патриархом Тихоном «находящимся в каноническом общении с Нами» как правосл. архиерей (Акты свт. Тихона. С. 295).

И. выбрал местом пребывания Петриков. Часто посещал приходы Мозырско-Туровского вик-ства, что вызывало негативную реакцию властей. Приходивших к нему детей из окрестных деревень обучал на дому Закону Божию и церковному пению. По воспоминаниям А. М. Андрюк, И. во время богослужения любил петь на клиросе. В один из таких дней местный житель попытался убить И. Певчая, закрывшая его собой, получила пулевое ранение. В 1926 г. привлекался к следствию по обвинению в «агитации к подрыву советской власти и против советской школы», в постройке Прилепской ц. Следствие было прекращено за отсутствием доказательств преступления, однако пребывание И. в БССР было признано «социально опасным». 26 марта 1926 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ И. был выслан из Петрикова и лишен на 3 года права проживания в крупных городах страны. И. жил в пос. Лоев (ныне Гомельской обл.), откуда управлял епархией. 18 сент. 1926 г. И. по обвинению в «нелегальном управлении епархией и распространении контрреволюционных слухов» был приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. В авг. 1929 г. был переведен на «вольное поселение». Избрал по распоряжению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский) для проживания г. Рыльск. Назначен епископом Рыльским, викарием правящего Курского архиеп. сщмч. Дамиана (Воскресенского).

28 сент. 1932 г. И. был арестован, заключен в тюрьму ОГПУ в Курске. Вместе с архиеп. сщмч. Дамианом (Воскресенским) и Орловским еп. исп. Николаем (Могилёвским; впосл. митрополит Алма-Атинский), а также с большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу «контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви» как глава «Рыльского объединения организации». На допросах никого не оговорил и виновным себя не признал. 7 дек. 1932 г. особым совещанием при ОГПУ приговорен к 10 годам ИТЛ. В лагерях И. познакомился с еп. исп. Николаем (Могилёвским), вступил в переписку с мц. Татианой Гримблит. Отбывал заключение в Саровском, затем в Темниковском, Ветлужском, с апр. 1933 г.- в Ухтинско-Печорском ИТЛ. С сент. 1934 по апр. 1935 г. был заключен в штрафной изолятор за «плохой труд». Позднее работал сторожем «парка культуры и отдыха» в лагерном пос. Чибью (ныне г. Ухта). В окт. 1937 г., накануне 20-летия Октябрьской революции, в парке были прибиты деревянные кресты к трибуне и к деревьям. Хотя с сент. И. не находился в Чибью, 2 дек. он был задержан по обвинению в «контрреволюционной пропаганде». Виновным себя не признал. Согласно обвинительному заключению, «устраивал сборища духовных и других неизвестных лиц, проводились моления и песнопения в рабочее время. В религиозные праздники не работал и призывал к этому других». 5 янв. 1938 г. Особой тройкой при УНКВД по Архангельской обл. приговорен к расстрелу. 11 марта того же года казнен. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Соч.: Прот. В. И. Завитневич: (Некролог) // Минские ЕВ. 1917. № 19/20.
Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 81; ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 183; НА Респ. Коми. Ф. Р-2165. Оп. 2. Д. 6545; ЦА ФСБ Респ. Беларусь. Ф. 7. Оп. 1. Д. 10; Архив УКГБ по Гомельской обл. Д. 15898-С; Д. 19079-С. Л. 2, 50; Архив УФСБ по Курской обл. Д. П-11015. Т. 1-11; НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 41154; Летопись церкви св. вмч. Георгия Победоносца с. Прилепы Минского уезда // Личный архив свящ. Ф. Кривоноса.
Лит.: Распоряжения епархиального начальства // Минские ЕВ. 1903. № 5. С. 71; Хроника церк.-обществ. жизни // Вестн. Виленского Св.-Духовского братства. 1908. № 11. С. 241; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 314; Акты свт. Тихона. С. 295, 975; Кривонос Ф., свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951). Киевец, 1996. С. 84-85; он же. Еп. Иоанн (Пашин) // Минские ЕВ. 1997. № 4. С. 62-64; За Христа пострадавшие. С. 506; Кривонос Ф., свящ., Шеглов Г. Э. Сщмч. Иоанн (Пашин), еп. Мозырско-Туровский (1923-1926) и Рыльский (1929-1932). Минск, 2004; ЖНИР. Т. 2: Февр. С. 437-451; Сщмч. Иоанн Пашин // Гродненские ЕВ. 2005. № 3. С. 15-16; № 4. С. 8-9; Щеглов Г. Э. Светильник Христов. Минск, 2008.
Свящ. Феодор Кривонос, Г. Э. Щеглов
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Новомученики Русской Православной Церкви (см. также - Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви) Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви (см. также - Новомученики Русской Православной Церкви) Епископы Русской Православной Церкви Собор Белорусских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Собор Курских святых (19 июля) Иоанн (Пашин Иван Дмитриевич; 1881- 1938), епископ Рыльский, священномученик (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Курских святых)
См.также:
ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский.
АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
АЛЕКСАНДР Луппович Ерошов (1884-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДР Ерофеевич Саульский (1876-1938), свящ., сщмч., (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР Шалай (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 1 нояб., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых)
АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВАЛЕРИАН Васильевич Новицкий (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 10 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)